Тепло – далекое и близкое.

Неувязка сбережения энергии в ЖКХ за последние пару лет закончила быть темой для бесплодной полемики и перевоплотился в объект пристального внимания федеральных властей. Не дальше как 27 ноября 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 261 «Об сбережении энергии и о повышении энергетической эффективности». Он установил жесткие требования к теплозащите новых построек, ввел неотклонимый коммерческий учет энергоресурсов и много других издавна назревших мер.

Но не достаточно принять закон, необходимо еще, чтоб он начал работать. Вот тут-то, обыкновенно в нашей стране, и начинаются главные препядствия. В федеральных и региональных СМИ нередко приводятся факты незаинтересованности и даже откровенного саботажа реформ и модернизации ЖКХ местными властями, управляющими компаниями и поставщиками коммунальных услуг. Нежелание что-то поменять полностью объяснимо: оплата коммунальных услуг по старенькым принципам, с внедрением некоторых расчетных нормативов, позволяет покрывать теплоотдачи и протечки в изношенных сетях за счет населения.

Стоит упомянуть и очередной нюанс этих мучительных реформ, а конкретно: дела к ним самого населения. Тарифы на коммунальные услуги (в том числе и отопление) вырастают из года в год. На данный момент, по данным Росстата, до 40% русских семей растрачивают на коммунальные услуги более четверти собственных доходов, а каждый седьмой обитатель страны дает за квартиру от половины до 3-х четвертей заработка. Казалось бы, в таких критериях россияне должны ратовать за меры по сбережению энергии, которые посодействовали бы понизить платежи. Но на практике потребители коммунальных услуг нередко бывают пассивны в этом плане и слабо информированы о сущности реформ и связанных с ними способностях сберечь собственные средства.

Считать всё, считать всегда!

Одним из важнейших шагов в сторону коренной реформы ЖКХ считается полный переход на приборный учет потребляемых ресурсов. И если личные электро- и водосчетчики издавна уже закончили быть для россиян диковиной, то общедомовые теплосчетчики стали реальным камнем преткновения. Если глядеть по русским регионам, то можно увидеть колоссальный дисбаланс. К примеру, если в Москве, Челябинске либо Саратове практически все многоквартирные дома уже пару лет как обустроены устройствами учета тепла, то, по данным профессионалов городской управляющей компании «Краснодар», на 2010 год в столице Кубани из 2246 домов с центральным отоплением только 62 были оборудованы теплосчетчиками! При этом оснащенность городских многоэтажек теплосчетчиками зависит не только лишь и не столько от наличия в бюджете нужных средств, сколько от активности самих городских жителей.

Так, в городке Зубцове Тверской области собственники жилища еще два года вспять начали устанавливать теплосчетчики за собственный счет. Это происходило при содействии городских властей.

«К огорчению, способности городского бюджета ограничены, но в чем либо администрация городка посодействовала, – отмечает Руслан Васильев, глава городка Зубцова. – Так, установка узла учета обычно просит некого ремонта системы теплоснабжения в домах: подмены запорной арматуры, ремонта трубопроводов и пр. Обитатели собирают средства на теплосчетчик, а на ремонт коммуникаций мы выделяем их из городского бюджета как безвозмездную дотацию. Не считая того, мы берем на себя решение всех спорных вопросов с теплоснабжающей организацией, оказываем помощь в сборе нужных документов, подписании договоров на установку и сервис устройств учета».

После перехода к расчетам по свидетельствам устройства учета сумма счетов за отопление в этом снизилась в два раза. Потому установка теплосчетчика окупилась всего за два осенних месяца.

Не стоит мыслить, что желание обзавестись теплосчетчиком впрямую связано с суровостью климата. Подобные примеры можно отыскать и в Южном федеральном окружении.

«Еще два года вспять спецы компании «Аскания» установили нам счётчик, – ведает Любовь Дудецкая, председатель правления «ТСЖ 8» в Новороссийске. – Он окупился всего за год. Мы платим только за реально приобретенное тепло, а не по нормативам. К примеру, оплата за отопление однокомнатной квартиры общей площадью 30,7 кв. м составила 3066 руб., а по нормативу было бы 5691 руб. Таким макаром, экономия составила 2625 руб., либо более 50%».

До сего времени установка теплосчетчиков являлась для ТСЖ делом чисто добровольческим, но нас неумолимо «влекут» в светлое энергоэффективное будущее. В согласовании с федеральным законом «Об энергосбережении», до 1 января 2012 года собственники жилища должны установить общедомовые приборы учета на воду, термическую и электронную энергию. Но узел подомового учета тепла совместно с проектированием, монтажом и наладкой стоит сейчас более 200-300 тыс. рублей, а для многих ТСЖ это большие средства.

«Мы получаем много жалоб от населения. Многие по неведению обращаются с кликом о помощи, сообщая, что не могут позволить для себя установку узлов учета, — констатирует Марина Положий, начальник отдела министерства ЖКХ Ростовской области. — По сути поставщики коммунальных ресурсов должны предоставлять гражданам услугу как по единовременной оплате установки узлов учета, так и в кредит на 5 лет. При всем этом проценты по кредиту не должны превосходить ставку рефинансирования Центробанка».

В почти всех регионах обитатели многоквартирных домов могут установить коллективный узел учета тепла, приняв роль в Федеральной программке полгого ремонта. Всего 5% от цены работ должны оплатить сами жильцы дома. Остальная сумма поступит из местных бюджетов и Фонда содействия реформированию ЖКХ. Список вероятных работ определен Федеральным законом № 185-ФЗ и кроме остального включает ремонт внутреннего инженерного оборудования, в том числе систем теплоснабжения с установкой устройств учета.

В тех случаях, когда многоквартирный дом управляется не ТСЖ, а управляющей компанией, почти все находится в зависимости от ее управления. Нередки случаи, когда УК не делают полностью взятых на себя обязанностей и не торопятся установить теплосчетчики. Да и в данном случае у жильцов все есть способности воздействовать на ситуацию.

Как считает Анатолий Пахомов, мэр г. Сочи, жильцы не должны оставаться в стороне, а вникать в происходящее с их домом, давать подсказку управляющей компании, что нужно сделать, и держать под контролем качество проводимых работ. «Они же хозяева, они нанимают управляющую компанию, и если она им не подходит, то могут с ней распрощаться», – подчеркивает Анатолий Пахомов.

Борьба с теплоотдачами

Сам по для себя факт установки счетчика и переход на расчеты по реальному потреблению тепла далековато не всегда автоматом приводит к экономии средств.

В почти всех случаях нужно провести модернизацию системы теплоснабжения для уменьшения энергопотерь и поболее оптимального рассредотачивания тепла в доме. Например, в одном из краснодарских ТСЖ на общем собрании приняли решение о покупке и установке теплосчетчика. Жильцы рассчитывали, что числа в соответственной графе квитанции на оплату коммунальных услуг уменьшатся, но на практике платежи даже возросли. Председателя приятельства, агитировавшего за установку устройства, переизбрали – он растерял доверие соседей.

В этом случае принципиально осознавать, что сами по для себя счетчики не сберегают газ, тепло либо воду. Они только упорядочивают расчеты с коммунальными службами. А не считая того, стимулируют жителей дома более правильно использовать ресурсы и проводить «энергоэффективную» модернизацию в домах.

Тут одним из принципиальных направлений является реконструкция отопительных и инженерных систем жилых построек.

«Сегодняшнее состояние русских термических систем оставляет вожделеть наилучшего: изношенные трубопроводы, устаревшее оборудование котельных и термических пт, отсутствие регулирования подачи тепла. Итог всего этого – последняя неэффективность систем, высочайшие теплопотери, отсутствие регулирования потребляемого тепла на уровне каждого определенного потребителя, высочайшие платежи за отопление. Из всего этого можно сделать закономерный вывод: системы теплоснабжения большинства построек в нашей стране нуждаются в суровой модернизации. А конкретно – в установке энергоэффективного оборудования, как общедомового (к примеру, термических пт), так и личного (автоматических терморегуляторов на каждом радиаторе отопления), – считает Антон Белов, заместитель директора термического отдела ООО «Данфосс» (наикрупнейшго мирового производителя энергосберегающего оборудования для систем отопления). – Такая всеохватывающая реконструкция системы отопления дома дозволит жителям сберегать на отоплении 30-40%».

Кроме инженерных систем жилых построек в модернизации нуждаются и плохо утепленные ограждающие конструкции (фасады, кровли и окна). Через их уходит до 2-ух третей тепла, получаемого домом. До сего времени в почти всех русских домах стоят рассохшиеся древесные окна с раздельно-спаренными переплетами, которые продуваются сквозняками и плохо держат тепло.

Как и раньше большой популярностью пользуются «бабушкины» методы самостоятельной заклейки окон на зиму – скотч, различного рода уплотнительные ленты, накладки на древесные рамы. Это частично помогает выправить геометрию конструкции и уменьшить сквозняки. Но «полумеры» очень неэффективны в плане сбережения энергии.

«Чтобы уменьшить теплозатраты, разумнее всего начать с модернизации окон. Подмена старенькых систем на новые теплосберегающие из ПВХ уменьшает издержки на содержание помещений в среднем на 20-30%, – отмечает Рафик Алекперов, технический директор ТД ПРОПЛЕКС (эксклюзивного поставщика ПВХ-профиля, произведенного в Рф по австрийским технологиям). – К примеру, окна на базе четырёх- либо пятикамерных профилей с монтажной глубиной 70 мм позволяют сохранить на 25% тепла больше по сопоставлению с системами 58 мм».

Нежелание жильцов растрачивать свои средства на утепление дома тоже можно осознать. В квитанциях на оплату коммунальных услуг есть строчка «капитальный ремонт». Но в стране найдутся 10-ки тыщ домов, в каких за 20-40 лет эксплуатации капремонт не проводился никогда, хотя этот пункт исправно оплачивался жильцами. Так что население полностью справедливо рассматривает это как не отданный долг местных властей, которые пеняют на отсутствие в бюджете нужных средств.

Федеральные программки полгого ремонта и софинансирование Фонда содействия реформированию ЖКХ частично помогают решить эту болезненную делему. Например, в Ростове-на-Дону, в рамках длительной мотивированной программки по сбережению энергии и увеличению энергетической эффективности программки, на данный момент реализуется увлекательный опыт. В 3-х пятиэтажных домах в Первомайском и Пролетарском районах городка был проведен комплекс энергосберегающих мер: утеплены фасады, старенькые окна изменены на пластмассовые, модернизированы инженерные коммуникации. В рамках реконструкции систем теплоснабжения в домах установили термические пункты Danfoss, балансировочные клапаны, также автоматические терморегуляторы на радиаторах отопления в каждой квартире.

«Согласно расчетам профессионалов, теплопотребление в экспериментальных домах сократится на 40%, – комментирует Сергей Михалёв, министр индустрии и энергетики Ростовской области. – Этот подход планируется распространить на многие другие жилые дома нашей области. Обыденные люди сходу увидят перемены к наилучшему, когда организации коммунальной сферы перейдут на оптимальный метод использования ресурсов и начнут сберегать энергию».

Как досадно бы это не звучало, не всюду такие программки реализуются гладко. Так, в 2008-2009 годах Краснодарскому краю для реализации программ серьезной реконструкции многоквартирных домов из средств Фонда было выделено 5,16 миллиардов. рублей. В итоге в регионе проведен капремонт 1954 жилых построек. Но позже разразился скандал, связанный с некачественно выполненными работами, что потребовало дополнительных издержек на ликвидацию недочетов и недостатков.

«Федеральное законодательство предугадывает активное роль жильцов многоквартирного дома, в каком проводится капремонт по программке софинансирования, в выборе подрядной организации, – гласит Евгений Пиманенко, начальник отдела жилищной политики департамента ЖКХ Краснодарского края. – Они имеют право держать под контролем работы и учавствовать в их приемке после завершения».

Резюмируя произнесенное, стоит выделить, что в критериях неизменного увеличения тарифов на тепло для обитателей городских многоэтажек явна выгода в применении всех доступных мер по увеличению энергоэффективности жилища. Переход на приборный учет тепла и других ресурсов, модернизация инженерных систем строения и сокращение теплопотерь через фасады и окна – вот далековато не полный список нужных мер, которые позволят уменьшить издержки на коммунальные услуги. И почти всегда фуррор этих нужных преобразований зависит не от дела властей либо управляющей компании, а от активного роли самих жильцов.

Старт-коннектор с краном BOUTTE, 16 мм.

Старт-коннектор от ТМ IRRITEC — элемент капельной системы полива серии Boutte, созданный для подключения капельной трубки поперечником 16 мм к магистральной трубе с поперечником от 40 до 63 мм. При всем этом резиновое кольцо дает возможность избежать огромных протечек в месте контакта, а кран даёт возможность перекрыть доступ воды на определённый участок. Конектор сделан из качественного полипропилена, обладает завышенной устойчивостью к Ультрафиолетовому излучению.

Достоинства: